Пещера Ласко

Пещера Ласко во Франции известна всему миру своими настенными рисунками – старейшим проявлением творчества человека.

Открытие пещеры Ласко

Пещеру нашли случайно четыре мальчика, вместе с собакой гулявшие по лесу. Собака во время прогулки провалилась в узкую щель. Мальчики, спасая её, обнаружили трещину, ведущую в пещеру. Они рассказали об этом своему школьному учителю, и только спустя какое-то время пещерой заинтересовались французские учёные-археологи.

В пещере были обнаружены 600 рисунков и 1500 гравюр. Сама пещера состоит из подземных галерей и залов. Основные её части:

  • Зал Быков – его стены покрыты силуэтами лошадей и огромных туров, есть изображение таинственного двурогого млекопитающего и других мифических существ;
  • Осевой проход – здесь представлены силуэты, контуры которых выполнены основным чёрным цветом, а внутри заполнены другими цветами;
  • Боковой проход – здесь украшения выполнены так, что создают эффект невероятной глубины;
  • Зал Гравюр – украшен гравюрами животных, сделанными с помощью заточек из камня или рога;
  • Шахта – известна таинственным изображением человека, лежащего рядом с раненым бизоном;
  • Кошачий лаз – трещина в скале с изображением шести кошек.

Доисторические рисунки сохранились только в пещерах, окутанных кромешной тьмой и изолированных от влияния внешней среды.

Наскальные шедевры

Гравюры и рисунки в пещере Ласко сделаны в период верхнего палеолита. Изображения очень детальны, реалистичны и невероятно динамичны. Большое количество деталей говорит о том, что люди уже в те времена хорошо знали анатомию животных и умели рисовать.

Самым распространённым изображением в пещере является изображение лошади с маленькой головой и круглым животом. На втором месте нарисованные бизоны и козлы. Очень редко встречаются рисунки с хищниками – пещерными медведями и львами.

Интересно отметить, что изображение человека встречается лишь единожды, и то в сопровождении раненого бизона и бегущего носорога. Учёные, изучив детали изображения человека – маска на лице, палка с наконечником в виде птицы и копьё, сделали вывод, что это шаман, а рисунок имеет религиозное значение.

Цвета и оттенки, присутствующие в наскальной живописи, получены естественным способом. Чёрный цвет получали из угля, коричневый, красный и жёлтый – из камней с содержанием железа. Контуры рисунка заполнялись пальцами, примитивной кисточкой или мхом. Древние художники умели использовать трафарет: кусочки шкуры животных окунались в краску и прижимались к скале.

Рисунки выполнены таким образом, что на изображениях соединены профили тел и голов животных с анфасными изображениями рогов и копыт.

Опасности, разрушающие наскальную живопись

После Второй мировой войны пещера Ласко была открыта для посещения всеми желающими. Но уже через несколько лет появились признаки порчи рисунков под действием углекислого газа, выделяемого большим количеством посетителей. Также изменилась влажность воздуха, что тоже губительно подействовало наскальную живопись. Несмотря на то, что пещеру несколько раз закрывали и восстанавливали микроклимат, процесс разложения бесценного материала остановить не удалось.

Сейчас пещера закрыта. Вход туда разрешён только ограниченному числу учёных всего на несколько дней в месяц.

Пещера Ласко-II

Для того, чтобы туристы могли знакомиться с доисторическим памятником, недалеко от пещеры Ласко были созданы копии зала Быка и Основного прохода. Для их воссоздания использовались современные стереоскопические технологии, а рисунки создавались естественными красками и доисторическими методами. Некоторые изображения были воссозданы в Центре доисторического искусства в Ле Тоте, недалеко от города Монтиньяк.

Пещера Ласко входит в число объектов, охраняемых ЮНЕСКО.