Кара-Даг и Золотые ворота

Это – визитка Коктебеля. Золотые ворота – скала, огромная, стоящая в одиночестве среди моря, не очень далеко от скального массива Кара-Дага.

Особенностей у скалы несколько. Первая: это возможность прохода через нее. Скала напоминает собой островерхую арку. И под этой аркой может спокойно пройти большой прогулочный катер.

Вторая особенность Золотых ворот – ее цвет.

В начале лета золотое свечение скалы вызвано растущим на камнях лишайником. Он цветет желтым, и скала выглядит золотой. Но куда понятнее название становится, если взглянуть на скалу со стороны заходящего солнца – она вдруг взрывается золотым свечением посреди густой синевы. Посмотрите на снимок внизу – разве же она не золотая?

Неудивительно, что изображение Золотой скалы – на самых различных сувенирах, на чашках-кружках, на подставках, на пепельницах в барах-ресторанах.

Вообще, скажу честно: побывать в Коктебеле можно только ради Кара-Дага и путешествия к нему и по нему.

Катера с туристами отправляются к Кара-Дагу буквально каждый час. Билеты можно приобрести у многочисленных распространителей.

Хорошо, если попадется хороший гид: не просто толковый и знающий, но влюблённый в Кара-Даг. Безусловно, каждые два часа говорить об одном и том же и так на протяжении многих дней – утомительно. И все же, гид гиду рознь.

Катер отходит от пирса. Море, дальше от берега завораживающее: глубина буквально дышит из-под массы воды, ты чувствуешь нечто необыкновенно огромное, пока мирно дремлющее, но могущее быть грозным и беспощадным. Несколько минут пути – и вот катер приближается к нависающим грозным скалам. Здесь непременно гид укажет на одну огромную скалу – она со стороны напоминает профиль человека. Все утверждают, что это – профиль Волошина. Скала так и называется – Волошина. Что ж, пусть живет еще одна легенда.
Отдельные скалы стоят у воды – они огромны, размером с дом, причудливы. Каждая из таких получила свое название. Здесь вообще все с названиями: каждая бухточка, каждый грот.

Кара-Даг
Кара-Даг со стороны моря – это часть жерла вулкана. Может, какая пятая. Несколько километров пути по морю как бы внутри этого жерла. И трудно вообразить даже, какой же это был огромный, невероятно огромный вулкан! И какая же мощь здесь взрывалась, низвергала когда-то в древности пепел и лаву. Какие удивительные узоры оставила огненная стихия на стенках жерла. Скалы нависают над головами – острые, высоченные. Вы помните фильм «Пираты 20 века»? Ну, как же его забыть. Так вот с одной из этих скал прыгал в море Еременко-младший. Да-да, в Коктебеле снимали массу фильмов в советское время.

Забегая наперед, скажу об одном разочаровании, что ожидало нас дома. Мы брали с собой ноутбук, вечером скачивали фотографии с фотоаппарата и устраивали просмотр, будто подводили итоги дня. Так вот, вернулись с этой поездки – и вздохнули: фотографии не смогли передать и десятой доли величия скал Кара-Дага. Всё очень просто: вы смотрите на камни, но глазу не с чем сравнить их масштабность… Вообще, нужно учитывать это при съемке в горах. Горы и для человеческого глаза очень обманчивы с их величиной и расстоянием, а уж фотография не передаст никак всей глубины их величия.

Золотые ворота
Скала Золотые ворота… Очень красивое зрелище. И на море расстояния обманчивы. Она кажется вовсе небольшой, но вот вы видите, как к ней подходит катер – и этот катер рядом со скалой вдруг оказывается совсем маленьким, он ныряет в арку скалы, выходит с другой стороны… Теперь наша очередь. Шум смолкает. Такое ощущение, что это не мы подходим к скале – это скала вдруг начала расти из воды, двигаться на нас. Жутковато даже.

Все достают монеты. Это еще один миф Коктебеля – пока катер проходит в скале, нужно бросить монету, так, чтобы она стукнулась о скалу, зазвенела и упала в воду. Важно услышать, как звенит именно твоя монета… Если в это время загадать желание – оно сбудется. Катер работает на самых малых оборотах, почти неслышно.

Выходим со скалы, потрясенные, робкие. Гид с видом заговорщика подмигивает:

– Есть один секрет: желание 100-процентно сбудется, если нырнуть и достать свою монету обратно.

Глубина у Золотой скалы – около сотни метров. Наверное, за год она уменьшается на метр – столько монет летит сюда. Рассказывают, и это уже меньше похоже на миф, что двое ребят с аквалангами захотели поживиться этими людскими пожертвованиями богу моря – стали нырять под Золотую скалу. Оба погибли.

А теперь – киммерийские купания!

Есть дальше в море, напротив Золотой скалы, место удивительное. Вода там особая. Даже в холодную погоду она теплее, чем где-бы то ни было. Это место знали еще древние греки, и приезжали сюда. Отсюда и пошли киммерийские купания – купания в открытом море.

Катер останавливается в известном только капитану месте. Кто желает – надевает спасательные жилеты. Но большинство прыгают в воду просто так – прямо с борта катера.

Вода необыкновенной синевы. Прозрачная, видно, как темнеет она в глубине, насыщается фиолетом. Вода манит, зовет каким-то древним призывом, и в душе вдруг оживает что-то давно забытое, древнее, спавшее в генах. Мы ведь все вышли из воды…

И я прыгаю.

Честно признаюсь, такое ощущение было испытано мной впервые. Это был взрыв эмоциональный и физический. По силе и окрасу чувство больше всего походило (не смейтесь!) на оргазм. Это правда. И я видел десятки глаз, в которых читался тот же восторг.

Я не особо хорошо плаваю. Но здесь не было ни капли страха, вода будто поддерживала тебя мягкими толчками волн…

Потом мы поплыли к станции заповедника – ведь Кара-Даг – заповедник. Там собралась группа, и вот мы идем в обратный путь – по самому Кара-Дагу, теперь мы смотрим вниз, как смотрели вверх, теперь мы видим другие катера, везущие туристов. Мы видим Золотую скалу – она брызжет золотом, отражая лучи заходящего солнца, и это зрелище все спешат заснять.
Золотая скала

Путь труден, опасен, но странно: никто не ропщет, даже девочка шести лет упрямо карабкается по горной тропинке. Гид веселый, успевает рассказать массу историй о Кара-Даге, о камнях, скалах, об ограблении Кара-Дага во время войны – отсюда в буквальном смысле слова вывезли одну гору – глинистые сланцы использовали в промышленности. А вся гора была из этих сланцев. Как, кстати, и мыс Хамелеон.

7 километров пути. Вначале подъем, путь по вершине. Скала Чертов Палец. Утёсы. Нависшие над головой скалы…

Мы спускаемся усталые, но чертовски довольные. В этой части бухты – пансионаты, кафе, рестораны, дайвинг-клуб…

Садимся за столиком на террасе кафе. Нам приносят кофе, напитки. Я закуриваю с необыкновенным удовольствием – курение на Кара-Даге запрещено. И правильно…

А Женька рассматривает найденные на Кара-Даге камни. Эти камни и сейчас у нас – камни с древнейшего вулкана Кара-Даг. И еще чашки с изображением Золотой скалы. И подставка под горячее из можжевелового дерева с рисунком этой скалы. И фотографии.

Мы обязательно еще побываем в Коктебеле. Почему-то очень важно еще раз увидеть Золотую скалу. И еще раз испытать недостижимое больше нигде чувство единения с природой, прыгнув с высокого борта катера в синюю глубину Черного моря у Золотой скалы...

Валерий Гапеев, специально для www.turistke.ru
Фото автора.

Country: 
Region: